Как найти дизайнера?

Выбирая дизайнера для разработки дизайн-проекта, будь то общественный или частный интерьер, лучше точно знать, какие компании и специалисты сегодня существуют на рынке, в чем их преимущества и недостатки.

Около 80% всех компаний и специалистов, создающих дизайн интерьеров, находятся в Москве и Санкт-Петербурге. С одной стороны, это хорошо, ведь выбор достаточно широк. С другой стороны, при таком богатстве  легко запутаться и в итоге получить совсем не то, что ожидаешь.

Ремонтные бригады 

Зачастую такие "компании" представляют собой стихийно образовавшуюся группу разнорабочих.  В основном, они дают бесплатную рекламу в печатных изданиях, оклеивают дома и стены самодельными объявлениями.

Дизайн-проект такие «специалисты» объясняют заказчику на пальцах, а обещания сделать ремонт «очень дешево», обычно не выполняют, т.к. сметы не прозрачны и имеют склонность вырастать в два, а то и в три раза в процессе работы. Дизайн-проект готовы нарисовать за несколько тысяч рублей. Такой «проект», скорее всего, будет напоминать квартиры стандарта «евроремонт» 10-15-ти летней давности. Образцы проекта берут из простых журналов, личных наблюдений или миксуют  из советов продавцов в магазинах.

Главный недостаток обращения к подобным бригадам — отсутствие  какого бы то ни было подхода в организации интерьера. Функционально помещение может использоваться нерационально, строительные материалы и технологии — применяться не всегда качественные. Типовые решения, никакого намека на эксклюзивность и несоблюдение единого стиля в интерьере — вот то, что получит заказчик в этом случае.

Это самый экономичный (хотя не удивляйтесь, если ваша смета вырастет в 2-3 раза) вариант, но и самый опасный. Заказчик никогда не знает, что он получит в итоге. Претензии, как правило, предъявлять некому, потому что рассчитываются с бригадой наличными, а при возникновении каких-либо претензий, они просто исчезают с горизонта и меняют номер мобильного телефона.

Чаще всего сайт такой бригады в интернете выглядит самодельным, портфолио может быть собрано из общедоступных фото в Интернете, а в качестве контакта дан мобильный телефон. Этот сегмент рынка дизайнерских услуг самый широкий порядка 30%. Впрочем, стоит отдать должное заказчикам, «экономить» таким способом они хотят все меньше и меньше. Так что вполне возможно, что в ближайшие несколько лет такие бригады будут вынуждены уйти с рынка.

Строительные компании

Строительные компании очень часто создают дочерние фирмы, занимающиеся помимо основного вида деятельности, еще и дизайном интерьеров. Как правило, имеют отдельный сайт, дают достаточно дорогую имиджевую рекламу, привлекают клиентов на выставках и в отделах продаж собственных строительных компаний.

Они готовы занижать цены на рынке, поскольку основную прибыль получают от строительства и реализации квартир, а сегмент дизайна для них просто дополнительный заработок и возможность занять еще одну позицию на рынке. Иногда у них есть штатные дизайнеры, но это нечастое явление. Чаще всего для каждого проекта приглашаются частные дизайнеры со стороны. Впрочем, в лучшем случае это будет студент архитектурно-строительного ВУЗа.  

Заказчику обещают, что при покупке квартиры или заказе работ проект интерьера будет бесплатным. Но таким его назвать трудно — стоимость проекта просто входит в общую стоимость работ.

Уровень работы такой компании, несомненно, лучше, чем у бригад. Но подойдет этот вариант только тлько для тех, кому нужна быстрая, недорогая отделка эконом-класса для первых лет жизни в новой квартире. После 2-3 лет проживания в таком «интерьере», его, скорее всего, захочется поменять и сделать более уютным и современным.

Иногда, подобные компании берутся создавать и элитные интерьеры, которые редко получаются гармоничными и продуманными. Правда, таких заказов у подобных компаний не более 1%.  Скорее всего, получившиеся «элитные» интерьеры можно сравнить с нагромождением дорогих материалов и мебели. Кстати, о мебели заказчику придется побеспокоиться самому, ведь подобная компания не будет брать на себя заботы по поиску эксклюзивных брендов, заказу в шоу-румах или на зарубежных фабриках. Заказчику однозначно придется иметь дело с несколькими компаниями, что может «утяжелить» его смету на 30-40%. Компании такого типа занимают примерно 10% рынка дизайна и комплектации интерьеров.  

 

Дизайнеры-консультанты в крупных мебельных салонах

Они занимают около 20% рынка. Эти специалисты во главу угла ставят декорирование помещений: подбор мебели, плитки, каминов, аксессуаров, штор, жалюзи, дверей и т.п. Отчетливая идея интерьера, однако, отсутствует и здесь. Опять же, для комплектации помещения, электротехнических работ, работ по установке инженерных систем придется привлекать отдельных специалистов.

 

Архитектурные мастерские

Как правило, это компании, образовавшиеся еще с советских времен. Чаще всего работают по государственному заказу, проектируя жилые дома и здания общественного назначения. Иногда занимаются  и проектированием интерьеров. Как правило, работают в верхнем ценовом сегменте, больше любят проектирование в классическом стиле, арт-деко, ретро-стилях, которые ближе всего их создателям по духу и возрасту.

И хотя почерк талантливого мастера при работе с пространством всегда заметен, архитекторы все же больше заточены на работу с фасадами. Подобные бюро, как правило, уделяют много внимания инженерным решениям, сносимым и возводимым конструкциям, а декорирование интерьеров они воспринимают как что-то второстепенное. Такие дизайн-проекты словно предлагают доработать детали интерьера. Этот сегмент рынка занимает порядка 15%.

Независимые дизайнеры-фрилансеры

Дизайнер-фрилансер — вариант непредсказуемый. Оценить их долю на рынке сложно, поскольку они работают без образования юридического лица. Фрилансеры в зависимости от их уровня сотрудничают с бригадами, строительными компаниями, либо с дизайн-студиями. Их их доля самостоятельной работы на рынке порядка 10%, а в сотрудничестве с другими компаниями может достигать и до 50%.

Безусловно, в этой сфере есть дизайнеры-звезды. Возможно, их работы действительно обладают особой душой и аурой. Но чаще всего портфолио большинства фрилансеров на фоне дизайн-студий выглядят блекло. Фрилансеру обычно нужна рука менеджера, который будет координировать и организовывать процесс, поэтому даже самые талантливые частные дизайнеры рано или поздно устраиваются в дизайн-студии. Ведь одному человеку достаточно сложно справится с такой работой и разработать грамотный и эффектный дизайн, спроектировать инженерные коммуникации, заняться комплектацией, контролировать работу на всех этапах, а значит, что нужно будет нанимать на эти направления отдельных специалистов и менеджера, который будем всеми управлять.

Если вы остановили свой выбор именно на фрилансере, то поинтересуйтесь о его юридическом статусе. Наличие ООО или хотя бы ИП у дизайнера поможет избежать проблем при принятии работ и передаче денег.

Дизайн-студии и компании, предлагающие полный спектр услуг

Группа самая малочисленная, но самая перспективная. Дизайн-студии обычно предлагают полный спектр услуг: строительство, проектирование, комплектацию. В портфолио есть работы в сфере частных и в сфере общественных интерьеров.

Для таких компаний характерна синергия усилий дизайнеров, архитекторов, инженеров, строителей и специалистов по комплектации интерьеров. Они могут сделать все — от строительства дома до производства корпусной мебели на заказ. Например, у нашей дизайн-студии налажены контакты с фабриками по всей Европе, а это значит что заказчику не придется переплачивать за дизайнерские предметы интерьера в шоу-руме. Помимо команды высококвалифицированных специалистов, это еще и высокий уровень менеджмента проекта. Это значит, что владельцу квартиры или дома не придется общаться с большим количеством разных специалистов и компаний, контролировать их работу. Заказчик будет видеть прозрачную смету и график работ с первых дней начала сотрудничества. Мы можем отреагировать на изменения сроков поставок материалов или предмета интерьера, быстро предложить альтернативные решения, выполнить пожелания заказчика, не нарушив общей гармонии проекта.

Отсутствие комплексного подхода является самой распространенной ошибкой в дизайне интерьера. Поэтому рост дизайнерских студий, способных выполнить проект в комплексе — сегодня уже очевидная тенденция. Комплексный подход к интерьеру позволяет таким фирмам выступать консультантами смежников – архитектурных бюро и строительных организаций. Занимаемая доля на рынке — до 15%.