Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce) можно с уверенностью назвать живой легендой. Основоположник «эмоционального» дизайна, наряду с другими бунтарями эпохи 60-х вроде Марио Беллини (Mario Bellini) и Чезаре Кассина (Cesare Cassina), уже более полувека не перестает нас удивлять. Его работы не ограничиваются вниманию к функции, набору ожидаемых ощущений, зрительных и тактильных. Пеше — один из тех, кто уверен, что хороший дизайн — «это комментарий к сегодняшней жизни».
Слагаемые стиля
В течение всей жизни Гаэтано исповедует идею эластичной архитектуры, которая прозвучала из его уст еще в 1965 году, на конгрессе «Общество и архитектура». Пеше искренне верит, что современная архитектура переживает кризис идентификации. Кирпичная коробка может в равных шансах оказаться и многоквартирным домом, и фабрикой, и церковью. После окончания архитектурного факультета в Венеции, Гаэтано Пеше становится одним из учредителей художественного объединения программированного искусства — «Группы N» (Падуя), но уже в начале 60-х быстро меняет концепцию своего творчества в пользу ассоциативного дизайна. Возможно, это происходит под влиянием американского поп-арта. С тех пор работы Гаэтано отличает четкое следование идее и концепции. Любимые материалы Пеше — каучук, резина, смолы, кристаллы.
«Мне кажется, каждое время должно иметь свои материалы. Было время, когда архитектура реализовывалась в дереве, кирпиче или мраморе. Сегодня мы пользуемся материалами, которые в основном применялись в прошлом — металл, бетон и стекло. Я же пытаюсь использовать новые материалы. Я открыл для себя возможности резины после окончания университета. Я связался с разными химическими компаниями и лабораториями, чтобы узнать об использовании и потенциале силиконов и сплавов. С тех пор я потрясен этими удивительными материалами и всегда использую их в своих проектах», — считает великий маэстро.
«Возрождение» в дизайне
Мировую славу Пеше принесла серия кресел UP, выполненная по заказу компании В&B Italia. Самое знаменитое кресло из этой серии — UP 5 или как его иначе называют —Donna, изобретенное еще в 60-е годы. Это огромное надувное кресло, имитирующее формы богини плодородия — фантазия с фрейдистским подтекстом, эротическая составляющая этого объекта, вне всякого сомнения. Сам Гаэтано говорит: «Это дизайн, в котором я выразил свой взгляд на женщину: поневоле она является пленницей самой себя». И действительно, подставкой для ног служит мяч, который прикрепляется к креслу с помощью шнура, выполняющий роль символической «гири каторжника». Примечательно то, что полиуретановые кресла серии UP упаковывались вакуумным методом и при вскрытии прямо на глазах изумленного зрителя принимали притягательные объемы. Выразительная пластика поп-арта и сложный ассоциативный ряд сближали творения Пеше со скульптурными произведениями. Много лет спустя будучи выкупленным компанией В&B Italia, этот же дизайнерский объект был воспроизведен под названием UP 2000.
Пеше отмечает, что мир дизайна можно разделить на «мужской» и «женский». «В «мужском» дизайне создано много красивых и важных вещей, но теперь этот стиль рискует постоянно повторять и воспроизводить себя. По моему мнению, будущее за женственностью в дизайне, мягкими и округлыми формами без резких очертаний, — говорит маэстро.
К женственным объектам Пеше можно отнести виниловые вазы, изготовленные для FISH DESIGN в 1994 году, напоминающие одновременно кокон из спагетти, сплетенную корзину или глиняный сосуд. «Если такая ваза, скажем, упадет с небоскреба, с ней ничего не случится, она просто будет долго прыгать внизу», — рассказывает дизайнер.
Пеше постоянно экспериментирует с материалами, ищет им новое необычное применение. Его поиски выражаются в концептуальной идее пластичного дизайна, где объекты свободно перетекают из состояния жесткого в мягкое, из аморфного в конструктивное. Среди подобных работ можно выделить стул Golgotha из стекловолокна, кресло Dalila с причудливыми формами, полученными благодаря использованию синтетических смол. В серии Nobody s perfect дизайнер через разнообразие форм и цветов представленных предметов в очередной раз доказывает, что нет совершенного дизайна, и каждая вещь по-своему красива.
Футуристические мысли
В начале своего творческого пути Пеше создает экспериментальную компанию радикального дизайна под названием Braccio di Ferro, что означает «стальная рука» и занимается поиском новой экспрессии. В 70-е он активно участвует в жизни архитектурно-дизайнерского авангарда радикального круга. В этот период он создает множество ярких проектов. Эпохальным является проект «Археологический ландшафт», представленный на нью-йоркской выставке «Италия: новый домашний ландшафт» в 1972 году. Дизайнер разработал проект подземного города, возникшего после «великого загрязнения» и найденного археологами спустя тысячу лет. Футуристический город Пеше выражает весь психологизм архитектуры будущего, где есть место человеческим чувствам — беспокойству, страху, тревоге.
В 90-х он продолжает свои искания. Среди его творений — «Органическое здание» в Осаке (1993), галерея Mourmans в Кнокке-Зут (1994) и оформление Дворца изящных искусств в Лилле (1996).
Собственное отношение к трагедии 11 сентября Пеше выразил в проекте здания Всемирного торгового центра Нью-Йорка. Дизайнер предложил восстановить здания-близнецы, соединив надписью с сердцем «I love New York» («Я люблю Нью-Йорк»). «Если бы нью-йоркские «Близнецы» были бы построены из какого-нибудь эластичного материала, трагедия не была бы столь ужасающей. Я думаю, что в будущем архитектура будет гораздо более мягкая, легкая, подвижная, твердость уже в прошлом, мягкость — будущее. Стена сможет менять расположение и размеры в течение дня, и когда вы коснетесь ее рукой, на ощупь она будет мягкой, но не как прогибаются стены из некачественных материалов, а из-за подвижности самой ее структуры», — размышляет дизайнер.
Москва как она есть
В начале 2000-х весь мир потрясла «Московская комната» Пеше — инсталляция для проекта с участием 10 крупнейших дизайнеров и архитекторов мира. В своих объектах они должны были наиболее полно отразить характер выбранного города. В этом проекте смешались фантазии на тему эпохи Советского союза и Москвы златоглавой. Гаэтано Пеше мастерски вписывает в пространство символы времени, аккуратно перемежая их с собственными впечатлениями. Стоит отметить, что дизайнер впервые побывал в СССР в 1958 году. Ожидая увидеть страну, которая идет к светлому будущему, увидел страну жестокого тоталитарного режима, где человеческая жизнь становится винтиком в огромной государственной машине и теряет свою ценность. Свои впечатления он отразил в инсталляции, созданной уже в наше время. В «Московской комнате» Орнаменты в виде «серпа и молота» символично расположены на полу.
«Если теперь люди смогут спокойно по ним ходить, по этим символам угнетения, то это приятно. Знаете, есть такой тип удовольствия — победить то, что тебя угнетает», — рассуждает Пеше. Им вторят красные стены, силиконовые лампы имитируют церковные купола, покрывало в виде карты Москвы с политическим портретами лидеров, унитаз в виде женских губ и диван, состоящий из «мужского торса» и «женской спины». Стоит отметить, что сам Пеше считает Москву «городом с огромной энергией, городом будущего».
Послание Пеше
В 2007 году в петербургской Галерею дизайна Bulthaup Гаэтано Пеше открывает другую экспозицию под названием «Вопрос времени». Фирменным знаком маэстро стал стол Fish Table, выполненный в форме рыбы. Антропоморфные объекты Пеше, например, светильники серии Friends Lamp и светильники-маски, подчеркивают глубокую связь этих объектов с человеком. Так, светильник 54 Arms Lamp, сделанный из полиуретановой резины, приобретает нужную форму только благодаря человеческим рукам. Изображая свой итальянский профиль, то в серии пластиковых стульях, то в спинке кресла, то в переплете книги, Гаэтано Пеше «раздает» именные автографы своим вещам. «Традиционная мебель несет в себе такие ценности, как удобство, комфорт, практичность. Мои же предметы помимо перечисленных качеств, несут некий message к чувство, которое передается его владельцу», — подчеркивает дизайнер.
В 2010 году Гаэтано Пеше представляет серию красно-бело-зеленых столов Sessantuna, созданных для Cassina. Если сложить все 61 стол в единый пазл, то получится полуостров, размером 25 на 20 метров — аналогичный «итальянскому сапогу». При этом соблюдается неровная береговая линия.
Дизайнерские объекты Гаэтано Пеше выполнены в определенной стилистике. Все со своим набором провокационных ходов и чувственных посланий. Использование новых синтетических материалов — пенополиуретана, пластика, силикона — в сочетании с деревом, металлом и папье-маше — создает огромное поле для креативных возможностей.
С 80-х годов и по сей день Гаэтано Пеше живет и работает в Нью-Йорке. До этого маэстро успел пожить в разных городах мира, что отразилось на дизайне его вещей, в которых отсутствуют черты традиции и моды. Уже почти полвека Пеше сотрудничает с такими мебельными компаниями как CASSINA, B&B Italia, BERNINI, VENINI, MERITALIA и другими. Его работы представлены в таких музеях как Museum of Modern Art, Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке; Musee des Arts Decoratifs и Centre Georges Pompidou в Париже; Museo d'Arte Moderna в Турине; Keski Suomen Museo в Хельсинки; Centre Canadien d'Architecture и Musee des Arts Decoratifs в Монреале.
«На мой взгляд, назначение дизайна в будущем — улучшать психологическое состояние человека, сделать жизнь не только удобной, но и радостной», — считает дизайнер. И если заказчик ориентируется на традицию, то задачей архитектора и дизайнера — ее изменить, — считает маэстро.
Гаэтано Пеше убежден, что дизайн будущего будет обращаться к символам. Хотя бы для того, чтобы различать предназначения тех или иных предметов. Пример тому его собственный дом в Бразилии - если приглядеться к большому окну, то профиль волнистой рамы напоминает очертание человеческого лица, взывая к чувствам званых гостей и случайных прохожих.