Maison & Objet — центр парижского креатива

Некоторые вещи в доме способны управлять настроением, вызывать теплые эмоции и воспоминания. А некоторые — в витринах магазинах — обладают сверхъестественной магической силой, заставляющей делать все ради обладания ими.  Любители штучного эксклюзивного дизайна ровно два раза в год собираются на выставочной площадке Paris Nord Villepinte, где смогут  воочию насладиться разнообразием представленного домашнего декора. Каждый год поток любителей дизайна увеличивается. В прошлом году число посетителей из разных стран достигло 85 000 человек. На 135 000 кв. метрах площади им были продемонстрированы около 3500 экспонентов.

Основанная еще в 1995 году выставка Maison & Objet ни разу не меняла своей концепции. В отличии от знаменитого миланского салона Salone Internazionale Del Mobile она интересна не только мебельным дилерам, а прежде всего дизайнерам и прямым потребителям. Здесь можно встретить все, начиная от текстильной продукции и мягкой мебели, заканчивая елочными игрушками. Одни называют Maison & Objet центром парижского креатива, другие ассоциируют с колоритной барахолкой, третьи приписывают ей черты музея современного искусства, и все они по-своему правы. Выставка имеет 7 разделов, которые демонстрируют экзотическую мебель, текстиль для дома, столовые приборы, художественные предметы ручной работы, мебель и декор, аксессуары для дома и многое другое.

Событие привлекает мэтров дизайна мировой величины. «Звездные» имена участников выставки — Филипп Старк (Philippe Starck), Миссони (Missoni), Соня Рикель (Sonya Rykiel), Келли Хоппен (Kelly Hoppen) и Жан-Шарль де Кастельбажак (Jean-Charles de Castelbajac), а также мировые мебельные бренды, такие как Kenzo, Baxter, Fendi, Roche Bobois, Cattellan Italia, Arketipo, Porada и другие позволяют сохранять высокую репутацию Maison & Objet.

В центре внимания на протяжении всей истории выставки  были плоды чистого дизайна, как правило, представленные молодыми дизайнерами в павильоне Now!Design a vivre. В 2010 юбилейном году сам Филипп Старк (Philippe Starck) отметил 10 самых перспективных работ, которые тут же приобрели своих клиентов. А в 2012 году молодой японский дизайнер Токуджин Йошиока, представляющий экспозицию инноваций в этом же разделе, получил награду «Создатель года 2012». В своей работе он использовал природные кристаллы, которые переработал, тем самым затронув, по его словам, тему  формирования нового  портрета природы. Дизайнерами года стали бразильский дуэт Фернандо и Умберто Кампана (Fernando and Humberto Campana), которые не так давно спроектировали интерьеры кафе в одном из лучших музеев мира — в парижском Орсе.

Если в прошлом 2011 году красной нитью представленных экспозиций проходила тема человеческих переживаний, то последняя январская выставка 2012 года удивила даже самых искушенных посетителей. Каждый смог погрузится в безумный мир с помощью инсталляции Dream Box от Элизабет Лериш (Elizabeth Leriche). Желающих затеряться в вихре фэнтезийных оптических эффектов, став на мгновение Алисой в стране чудес, выстроилась целая очередь. Шокирующая ирония над классикой прозвучала от команды Sweet Freaks. Классическое кресло на изогнутых ножках кислотного цвета, куклы-фонарики — дерзкие метафоры и стилистические контрасты выразили главную  идею «фриков» — попробовать взглянуть на мир другими глазами.

По-прежнему в авангарде европейских тенденций вещи со знаком hand-made. Во время увлечения глобализацией люди как будто ищут спасения в самобытных предметах, сделанных руками человека, стараясь во всем найти индивидуальность. Ремесленники больше не пытаются облагородить доски, а напротив, акцентируют внимание на природной текстуре древесины. Потертые коврики под винтаж и благородная патина становятся в аванпосте дизайнерских предпочтений.

Иногда деревом «притворяются» другие материалы. Например, ножки стола Мартина Биаласа, демонстрируемые на выставке в 2011 году, издали напоминающие необработанные доски, на самом деле из бронзового сплава, а вставка стального табурета, похожая на ветку, — из алюминия. Некоторые предметы за винтажной наружностью и мнимой простотой скрывают в себе достижения последних технологий. Такова стол-акустическая система La Boite Concept, выполненная в стиле 50-х годов, но оснащенная по последнему слову техники. Многие вещи собраны из самых невероятных материалов. Например, из мусора, что подчеркивает еще одно направление — экологическое, уважаемое сознательными европейцами. Такова инсталляция Эдуарда Франсуа (Edouard François), созданная из мусора, оставшегося с прошлогодней выставки. Франсуа уже известен своими домами-садами: Tower Flower в Париже, чей фасад украшен растительностью, и L’Immeuble qui Pousse в Монпелье, который буквально вырастает посреди деревьев. Вообще идея «вторсырья» обретает право на жизнь в коллекциях французских и бельгийских марок, производство которых дислоцируется в странах третьего мира. Блюда из телефонных проводов, мебель из жести от консервных банок, абажуры и занавески из пластиковых отходов, ювелирные украшения из картона и бумаги уже не кажутся доморощенными и по праву занимают свою нишу.

Любовь к природе можно отметить на выставке садовой мебели. Здесь теплые подушки притворяются большими камнями, кресла и диваны принимают форму листьев и плодов. Вот уже на протяжении пяти лет не сдает позиции тренд «романтичного» текстиля, с обилием ручной вышивки, кружевами и использованием натуральных материалов. Немаловажная роль на выставке отводится искусству сервировки стола. Год от года вазы все больше напоминают арт-объекты. Встречаются и довольно причудливые, но эффектные сочетания, например, муранского стекла и бронзы.

Выставку Maison & Objet можно сравнить с огромным магазином «все для дома» мирового значения. Здесь каждый найдет себе что-нибудь по вкусу. И совсем не важно, будет ли это классическая люстра или авангардный диван. Для каждого посетителя парижская неделя декора оставит собственные сюжеты и впечатления.