Маркетинговый просчет или как итальянская мебель стала штучным товаром

Ежегодно в середине апреля в Милан стекаются тысячи дизайнеров, архитекторов, предпринимателей, журналистов и просто любопытствующих со всего света. Знаменитая выставка Salone Internazionale Del Mobile по своему охвату давно обогнала аналогичные Imm Cologne и Maison & Objet. Так, в прошлом 2011 году выставку посетили около 283 000 человек, которые смогли увидеть новинки около 1 300 мебельных марок. Милан по праву считается законодателем мировой моды, а Salone Del Mobile  можно смело назвать Неделей высокой моды в области мебели.

Кто бы мог подумать, что появление выставки на свет около 50-ти лет назад было продиктовано популярностью скандинавского дизайна? Тогда Италия импортировала на мировой рынок мебель в исторических стилях, красивую и высококачественную, однако неактуальную для европейского потребителя. Во многом это происходило за счет огромного количества мастеров-краснодеревщиков. Но уже тогда итальянский мебельный рынок переживал кризис за счет растущей популярности скандинавского дизайна, с его простотой форм, лаконичной эстетикой и высокой функциональностью. В борьбе за существование итальянской мебельной промышленности  объединились единомышленники Angelo De Baggis  и Tito Armellini, вице-президент и директор итальянской федерации мебельных и деревообрабатывающих производителей, которые совместно с ведущими итальянскими промышленниками стали прародителями Salone del Mobile Italiano.

Начальные пробы были продиктованы желанием продвигать достижения итальянского дизайна, а также наладить контакты с дизайнерами. Первые четыре года основные участники работали в традиционном стиле, их изделия невозможно было назвать модными. Именно поэтому в 1965 году оргкомитет принял решение выделить специальный сектор под «современный дизайн», где должны были демонстрироваться новинки.

С этого момента итальянская мебель стала «штучным товаром», а сам итальянский дизайн перепрыгнул через настоящее сразу в будущее. Именно здесь, мир впервые увидел модели Gaetano Pesce , Ettore Sottsass Jr, Alessandro Mendini, Achille Castiglioni, Gae Aulenti, Enzo Mari, Mario Bellini, группы De Pas-D'Urbino-Lomazzi-Scolari,  и многих других.

Как ни парадоксально, одна из главных причин непредвиденного успеха итальянского дизайна — недостаток маркетинга вернее, его полное отсутствие. Ни один производитель не рискнул бы выпускать такие странные вещи, зная, что они не продадутся. Если бы итальянцы провели исследования, они бы наверняка отступили. Очень быстро, еще в 1968 году, выставка обогнала Кельнскую неделю дизайна. Ежегодно она обрастает новыми проектами и не перестает удивлять и сейчас. Новинки светодизайна можно  увидеть  в секторе  Euroluce, разработки офисной мебели в SaloneUfficio, мебель для ванных комнат — в Salone Internazionale del Bagno. Аксессуары широко представлены на Salone del Complemento d’Arredo. Salone Satellite позиционируется как площадка для молодых дизайнеров.

Мировая выставка служит толчком для возникновения тандемов — дизайнер + бренд. Так, например, на прошедшей Salone Internazionale Del Mobile была показана первая коллекция мебели, текстиля, ковров и обоев от Hermes, которая была выполнена итальянскими мастерами — Энцо Мари и Антонио Читтерио. А стенд компании Alexander's Collection, знаменитой своими коврами, декорировал Fendi Casa, при этом сам Alexander McQueen в свое время представлял серию ковров и подушек для  The Rug Company. Так, одного изобретения лампы с подставкой для iPad  Филиппа Старка специально для компании Flos, еще один повод, чтобы привлечь внимание к бренду Apple  на всемирно известной Неделе дизайна.

Традиционно  Salone Internazionale Del Mobile делится на три сектора — Classico, Moderno и Design.  Сектор  Design представляет особый интерес. Здесь концептуальность выступает главным критерием оценки. Так, на прошлогодней выставке всеобщее внимание привлекла коллекция мебели, созданная на основе  автомобиля 1970-годов Fiat 500  и включающая в себя диван, стол и консоль, созданные из частей автомобиля. А известный британский дизайнер Том Диксон подготовил серию перфорированных абажуров геометрической формы и столик с крышкой  канализационного люка в основании. Необычные светильники в виде пирсинга Wall Piercing Lights представила компания Flos. Именно в этом секторе пробуют себя молодые дизайнеры. Некоторые из них попадают на выставку, став участниками конкурсов. Один из подобных проводит компания Heineken, которая уже предложила разработать концепцию ночного клуба, итоговый проект которого будет представлен в апреле 2012 года.

Постоянные участники выставки — мебельные бренды, известные на весь мир. Под крышей выставочного центра Fiera Milano собираются такие марки как Vitra, Edra, Kartell, Baxter, Dolfi, Halley, Cantori, GIMO Export, Minotti, Dall"Agnese, ALF Group, Tomasella, Camerin, OldLine, FM Bottega и другие, которые и определяют ведущие мировые тенденции.

На прошлогодней юбилейной выставке праздновавшей свое 50-летие ярко выразил себя эко-стиль. Натуральными материалами, среди которых дерево, камень, глина, стекло, экологические ткани не воспользовался только ленивый. Фаворитами стали мебель из ротанга, столешницы из природного камня и т.д. Наряду с благородными материалами многие изделия, представленные на выставке, создавались по «зеленым» технологиям, предусматривающим использование переработанных материалов. Современная эра эклектики заставляет многих дизайнеров пересматривать старые идеи.  Так, ироническое прочтение классики в своем кресле Lady Pink представил  бренд Christopher Guy. Вторую жизнь обрело «объемное» кресло Big Easy Рона Арада, сделанное из листов гнутой и сваренной стали. Созданное в 1988, оно вернулось в мягких полиэфирных формах.

Все предметы мебели, представленные на выставке Salone Del Mobile, созданы для удобства, а это означает, что она не только эффектна, но и функциональна. Это самое главное достоинство миланской выставки. В апреле 2012 ведущие производители мебели обязательно порадуют нас новыми идеями, которые могут стать неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.