Гений и сумасшествие: обзор необычных домов мира

Что заставляет архитекторов создавать необычные дома, подбирать нестандартные формы и использовать самые неожиданные материалы? Интерес человека к природе порождает направление в архитектуре, тесно связанное с бионикой. Последователи конструктивизма  ратуют за кубические формы и угловатую геометрию. Маркетологи используют необычный дизайн как эффективный рекламный инструмент. Мы составили обзор необычных зданий мира.

Где черпают вдохновение

Креативные проекты продолжают удивлять людей. Большинство из них — не требование современной среды, а творческое самовыражение их авторов.

«Перед нами либо гений, либо сумасшедший!».  Так воскликнул председатель приемной комиссии на защите диплома будущего автора храма «Саграда Фамилиа» в Барселоне (Испания). Архитектор  конца XIX века Антонио Гауди не первый нарушил традиционные взгляды на архитектуру, однако быстро обрел мировую известность. Проект здания, предложенный им в дипломе, не имел ничего общего с предшествующими мировой архитектуре стилями. Причудливо изогнутые плоскости, полное отсутствие прямых углов и, конечно, идея — таков стиль легендарного испанского маэстро, черпавшего вдохновение от природы.

Сегодня ведущие архитекторы также стараются заимствовать у окружающей среды  идеи, перенимая форму, фактуру, цвета. Таков «Кривой домик» в городе Сопот (Польша) на улице Героев Монте-Кассино, являющийся частью торгового центра. По словам архитекторов Шотинских и Залевского, на создание изогнутой формы здания, с полным отсутствием  прямых углов и линий), их вдохновила сама природа. 

В пору интереса к экологии, когда приходит понимание, что с природой нужно «дружить», нестандартные сооружения привлекают почитателей здорового образа жизни. То тут, то там появляются сооружения в виде землянок, строения, вырастающие прямо на деревьях.

Так, своеобразное обращение к природе выражает  19-этажый необычный дом-кактус в Роттердаме (Голландия) и жилой комплекс «Лесная спираль» в Дармштадте (Германия). Дом-гнездо, напоминающий пчелиный улей на дереве от архитекторов Тома и Роузи Чадли из Канады — особый протест против урбанизации.

Концептуальность — свойство присущее всем ярким и необычным проектам. Так, в городе Канзас-Сити (США) местные жители гораздо чаще посещают храм знаний. Еще бы! Облик городской библиотеки издалека рассказывает о назначении здания. Огромные каменные книги выстроились в ряд. Среди 8-метровых исполинов можно отыскать «Ромео и Джульетту», «451 градус по Фаренгейту», «Приключения Гекльберри Финна» и т.п.  На стадии проектирования здания жителям города было предложено самим определиться, какие шедевры мировой литературы будут представлять библиотеку.

Искусство для искусства?

Успешная реклама всегда апеллирует к чувствам и вызывает определенные эмоции у потребителей. Встречают всегда по одежке. Именно этого принципа придерживаются владельцы крупных компаний. Одни ограничиваются уникальным офисным дизайн-проектом, другие посягают на городскую среду, предлагая архитектурные решения продвижения бренда. Таков, например, дом-банкнота в Литве, в котором располагаются два крупных банка. Или дом-башмак в Пенсильвании (США),  хозяином которого является знаменитый владелец обувной империи. В эту же копилку можно отнести дом-корзину в Огайо (США). Экстерьер здания выполнен в виде корзины, внутри которой располагается штаб-квартиры компании по производству плетеных изделий.

Работа австрийского архитектора Фридриха Хундертвассера — разноцветный дом в Вене, выполненный в стиле сказок братьев Гримм уже давно превратился в туристическую мекку. Цены на аренду квартиры в «сказочном» комплексе далеки от средних рыночных, однако отбоя от квартиросъемщиков по-прежнему нет. И фасад, и организация внутренней планировки дома начисто лишены законов симметрии. Округлые формы пространства подчеркивают кривые полы. Лестницы напоминают лесные тропинки, а на стенах плиточными осколками имитированы растения и животные.

Типичным образцом искусства для искусства является дом-перевертыш в поселке Шимбарк (Польша). Его архитектор Даниель Чапьевски первым представил обыкновенный загородный дом вверх тормашками и заявил, что в нем вполне можно жить. Сегодня это один из самых посещаемых аттракционов для заезжих гостей.  Несколько иные задачи были поставлены перед проектированием знаменитого дома в форме пианино и скрипки в китайском городе Хуайнань (провинция Аньхой). Фасады комплекса сделаны полностью из стекла, а внутри здания сегодня находится выставочный центр. Дом-рояль создавали студенты отделения архитектурного дизайна Хефейского технологического университета совместно с дизайнерами компании Huainan Fangkai Decoration Project Co с одной лишь целью — привлечь внимание к развитию нового района.

Говоря о новой  архитектуре, прежде всего, имеют в виду необычную форму. Чаще всего архитекторам импонирует форма шара. Пример тому, знаменитый Дворец пузырей в Каннах  (Франция). Каждый пузырь представляет собой отдельно помещение. Сегодня этот необычный жилой комплекс - один из самых дорогостоящих во Франции – любимая дача Пьера Кардена. Типичный пример неомодерна — башня Акбар в Барселоне. Это 38-этажное офисное здание  — детище Жана Нувеля — ночью, когда зажигаются тысячи светодиодов, представляет собой поистине завораживающее зрелище. По степени туристического потока она вполне может конкурировать с парижской Эйфелевой башней, в свое время аналогично удивившей мир.  К зданиям нового времени  можно смело отнести проекты «Москва-Сити» и спиралевидную «Башню Эволюцию».

Трудности перевода

Не все гениальные идеи, идущие вразрез с устоявшимися нормами, удавалось легко претворить в жизнь. Так, вокруг знаменитого «танцующего» дома в Праге, созданного в стиле деконструктивизма, ходили немалые споры. Возведенный в историческом центре, на месте разрушенного в войну здания, он вызывал массу негодования поклонников классической старины. Вдохновителями архитектора Владо Милунича стала пара танцовщиков  — Джинджер и Фреда, а сам дом по задумке автора символизировал «окно» в новое время. Благодаря тому, что проект поддержал президент Чехии, здание удалось возвести.  Теперь это  одно из самых дорогих офисных центров.

Подобными постройками в стиле деструктивизма или постмодернизма Петербург вряд ли может похвастаться. Градостроительная политика поощряет только те проекты, которые гармонично вписываются в исторический облик. Полная стилевая свобода, которая господствует и даже поддерживается в Европе, в Петербурге осложняется отсутствием внятной градостроительной политики.

Возможно, стоит сослаться на времена  СССР, когда ввиду полного отсутствия заинтересованности со стороны государства у архитекторов не было ни высококачественных материалов, ни финансовой поддержки, ни достойных учителей. Сегодня ведущие позиции в строительстве занимают иностранные архитекторы, им передаются все самые престижные проекты. Так, в перечне авторов «Москва-Сити» вы не встретите ни одну русскую фамилию, что, конечно, не может не огорчать.

Жилые комплексы с нулевым загрязнением окружающей среды, полукилометровые башни, футуристичные формы, новые материалы и технологии — все это ждет нас в будущем. Очевидно, что необычные дома, гостиницы, офисные центры, торговые здания во всем мире привлекают туристов и инвесторов. Многие из них становятся эффектным инструментом продвижения бренда, одного этого уже достаточно для того, чтобы они имели право на существование, Более того, квартира в таком доме со временем может стать выгодной инвестицией. Ведь таких домов немного, и те, кто отважатся купить там квартиру, вполне могут в будушем оказаться владельцами супер-дорогого жилья.

Остается  лишь придумать легенду и, наконец, найти способ воплотить мечту в реальность.