Искусственные или натуральные?

Благо прошли времена, когда в магазинах можно было купить разве что бумажные обои в скучный цветок да полированный деревянный шкаф – точно такой же, как у соседа.  Огромный ассортимент новых материалов порождает извечный спор о том, что лучше:  искусственные или натуральные покрытия? Защитники обеих сторон, подобно консерваторам и либералам, не устанут биться за собственную правоту. Между тем мир с радостью принимает и тех и других, создавая руками дизайнеров удивительные эклектичные интерьеры, в которых натуральные материалы прекрасно уживаются с искусственными.  

Проторенной дорожкой

В нашей стране, в отличие от прогрессивного Запада, натуральные отделочные материалы по-прежнему считаются символом уверенности и респектабельности, а классический стиль в интерьере – подходящим для их использования. К натуральным материалам относят дерево, металл, стекло, камень. Как правило, природные материалы  более дорогостоящие, нежели искусственные, и экологически безопасные.

В частных интерьерах, заказчики отдают предпочтение натуральным материалам, но в случае с общественными пространствами все наоборот. В список добавляются металлоконструкции, полимерные изделия, а также бетон, который может дать сто очков вперед традиционным керамической плитке и керамограниту.

Любимец дизайнеров, лидер в производстве мебели и просто неувядающий символ уюта – так можно сказать, конечно, о дереве. Благодаря разнообразию текстур и оттенков (от  белого до черного) древесина  активно используется для создания концептуальных интерьеров. Чтобы получить нужный оттенок, дерево подвергают пропариванию, протравливанию, окрашиванию и другим видам обработки. Некоторые породы дерева – клен, ильм, платан, дуб, бук и белая акация – имеют естественный блеск. Чтобы добиться того же эффекта в других сортах, их полируют и лакируют. Сочетая матовые и глянцевые поверхности, дизайнеры добиваются интересных эффектов.

Дерево используют для производства стеновых и потолочных панелей и балок, колонн, арок, багета, карнизов, плинтусов, подоконников, радиаторных решеток, декоративных элементов и аксессуаров. Во многом назначение дерева определяется породой. Так, сосна, один из самых дешевых материалов, подойдет для лестниц и дверей. Дуб – благородный материал, из него делают паркет  и мебель. Мореный дуб имеет темный оттенок и гармонично вписывается в интерьеры в стиле ар-деко. Рыжеватый цвет ореха наполнит любое пространство теплом и уютом, а розоватый бук оживит даже затемненные помещения. Кстати, знаменитый венский стул делают из бука. Для резного панно на фасадах кухни подойдет липа, а янтарный цвет карельской березы  с красноватыми прожилками придаст любому пространству индивидуальность. Древесина благородного палисандра и мербау славится своей необычной красноватой окраской. А фиолетовое дерево амарант известно по наборным паркетам Эрмитажа. Благодаря легкости обработки дерево часто украшают резьбой, комбинируют с металлом, стеклом и кожей, инкрустируют, расписывают, покрывают рельефными рисунками и тонируют.

При всей популярности дерево боится огня и воды, ультрафиолета, а также подвержено гниению. Чтобы продлить материалу жизнь, следует своевременно ухаживать за ним и бережно эксплуатировать. С такими условиями согласится не каждый.

Главное правило ухода: синтетические покрытия необходимо защищать синтетическими средствами, натуральные – натуральными. Как правило, это различные масла и воски, защищающие деревянные покрытия от механических повреждений и воздействия окружающей среды.

К  натуральным материалам относят  также природный камень, фактура которого неповторима в своей красоте, при этом сам материал довольно дорогостоящ и имеет большой вес, что ограничивает его дизайнерские возможности. На пике популярности – стекло, из которого делают двери, перегородки, мебель. Благодаря своей визуальной легкости стекло  идеально  для оформления небольших пространств  в современном стиле.  Металлы, как и стекло, могут служить годами; в быту обычно используют цветные металлы, к коим относят алюминий и нержавеющую сталь. Единственный недостаток заключается в том, что со временем металлические предметы тускнеют  и окисляются, особенно если находятся во влажном помещении.

Нашествие пластика

Применять пластик в оформлении частных интерьеров начали всего около полувека назад. Легкость, гибкость и дешевизна нового искусственного материала  продолжает манить таких именитых дизайнеров, как Филипп Старк, Карим Рашид, Константин Грчик, изделия которых сейчас могут позволить только обеспеченные люди.  В 50-х годах победное шествие пластика было не остановить.  Так, вклад в популяризацию нового материала  внес один из дизайнеров-новаторов Ээро Аарнио. Придуманные им кресла и столы невообразимых форм и расцветок, а также многофункциональные объекты с игровым подтекстом стали олицетворением эпохи 60-х годов XX века.

Перечислить все достоинства пластика вряд ли хватит пальцев рук. Пластик не подвергается коррозии, его легко мыть, он не бьется и не боится микроволновки и холодильника. Он  гармонично сочетается с любыми другими материалами. Из этого материала можно делать изделия любой формы и цвета, а самое интересное, разных текстур. Таким образом, пластик можно легко замаскировать под дерево или металл. И, самое важное, пластик, как и любой другой искусственный материал, «не привлекает» микробов. Он никогда не покроется грибком, а внутри него не поселятся насекомые, как, например, в дереве.

Дети очень любят пластиковую мебель за ее легкий вес и яркие расцветки. Таким образом, можно сказать,  что этот удивительный материал, созданный руками человека, постепенно начал вытеснять дерево и стекло.

Несмотря на расхожее мнение о вредности использования  пластмассы в быту, современные технологии позволяют  производить изделия, не угрожающие здоровью. К тому же использовать пластик стало модным: вы вносите лепту в защиту леса, а значит, повышаете экологичность планеты в целом.

Основные полимеры, используемые в интерьерах, – это полиэтилен (ПЭ), полипропилен (ПП), поливинилхлорид (ПВХ), полиэтилентерефталат (ПЭТ) и др. Как правило, первое время изделия из пластиков могут выделять запах (особенно это касается изделий из ПВХ, таких как экраны для домашних кинотеатров). Тут особых хитростей нет, надо дать пластику время выветриться. Изделия из ПП и ПЭ часто боятся УФ-спектра солнечных лучей, выгорают и желтеют, становятся более хрупкими и ломкими. Как правило, производители добавляют светостойкие присадки, которые продевают жизнь изделиям, но все же стоит подумать, ставить ли на балкон, куда часто заглядывает солнце, любимый торшер с пластиковым абажуром или лучше пусть стоит на кухне в тени.

Пластик имеет огромные дизайнерские возможности. Он может быть гладкий и шершавый, прозрачный и цветной, с рисунком и без.  Может быть мягким, как подушка, и твердым, как кусок камня. Самым ходовым для производства мебели считается полупрозрачный полипропилен, который создает потрясающие эффекты при использовании внутренней подсветки.

В ногу со временем

Помимо пластика дизайнеры постепенно осваивают другие материалы. Так, взамен натуральных белил все чаще используют структурные штукатурки и декоративные краски. Технология венецианской штукатурки позволяет придать поверхности фактуру ткани, перламутра или камня. Те, кто не боится экспериментировать, по достоинству оценили, как замечательно вписываются в интерьер тканевые обои и кожаная плитка. Отсутствие широкого спроса на подобного рода новинки только подчеркнет индивидуальность и неповторимый стиль заказчика.

К числу относительно новых декоративных покрытий следует отнести каменную крошку и флок – кусочки цветного акрила, наклеиваемые на стену.  Натуральным бумажным, текстильным, пробковым обоям ничуть не уступают виниловые и флизелиновые с  металлическим напылением. Поклонников экостиля порадуют обои из бамбука  или соломы.

Cегодняшнее разделение на «натуральное» и «искусственное» стало достаточно размытым.  На рынке представлен искусственный камень, широко известный под торговой маркой Corian, керамогранит «под дерево» и другие материалы, сочетающие свойства природных и искусственных.

Искусственный камень более теплый на ощупь, его фактура более однородная, без природного рисунка, присущего натуральному камню, такому как мрамор, оникс. Обычно изделия из него не имеют заметных глазу швов, могут отливаться всевозможных форм, иметь радиус изгиба (например, в плинтусе). Исключение составляют различного вида агломераты, которые хорошо имитируют фактуру и текстуру камня; они примерно на 90% состоят из минеральной основы и на 10% – из связующего звена (полиэфирной смолы или ее аналогов). В качестве минеральной основы обычно выступает мрамор, кварцевый песок или гранит.

Между тем дилетантам отличить искусственный камень от натурального довольно непросто. Искусственный камень легко имитирует различные оттенки гранита, несколько сортов мрамора, а также малахит и кварц. Помимо копирования цветовой гаммы натуральных камней, у искусственного камня есть дополнительные оттенки, такие как  «снег со льдом» или «сливочное масло». При нагреве искусственный камень легко формуется, благодаря чему из него можно сделать сложную конструкцию. Например, раковину для санузла необычной формы или стол, полки, объемные элементы декора. Испортить искусственный камень очень сложно, разве что прожечь ацетоном.

В отделке интерьеров мы почти всегда комбинируем искусственные и натуральные материалы. Из общеизвестных примеров  –  наклонные ходы станций метрополитена. Элементы эскалатора и балюстрады выполнены из металлов, зонты сводов – из металлопластиков, плафоны светильников – из стекла. Это связано с жесткими современными требованиями правил пожарной безопасности. Такие поверхности дольше служат и легче моются, в отличие от старых станций, где зонты сводов выполнены из асбестоцемента, а детали балюстрады – из дерева и пластика.

Сейчас никого не удивишь сочетанием  дерева, стекла и пластика. На  фасадах мебели из ясеня появляются алюминиевые ручки, металлические ножки журнального столика дополняют пластиковой столешницей, а деревянные балки на потолке прекрасно гармонируют с изделиями из стекла и пластмассы. Так или иначе, искусственные и натуральные материалы находят компромисс, а дизайнеры лишь предлагают варианты его воплощения.